С ЧЕМ И В ЧЕМ ХОДИЛИ НА ВОЙНУ ЯПОНСКИЕ АСИГАРУ. ЧАСТЬ 1
Вторая половина XV века ознаменовалась для Японии ослаблением власти сёгуна. Землевладельцы-даймё, получив относительную независимость, незамедлительно начали расширять свои владения за счёт более слабых соседей. Для большинства наших современников эти войны ассоциируются исключительно с самураями, однако их сражения больше походили на индивидуальные поединки и чаще всего сводились к сбору трофеев в виде голов врага. Бремя настоящей войны ложилось на плечи асигару.
Эти люди изначально набирались из безземельных крестьян, которые хотели изменить своё материальное положение за счёт грабежа и мародёрства. Сам термин «асигару» переводится с японского как «лёгкая нога». Это указывает на то, что многие поступающие на службу крестьяне не имели не только оружия и брони, но порой даже обуви – всё это они должны были добыть в бою.
К концу XV века успех военных кампаний уже зависел от количества асигару в армии того или иного землевладельца, но при этом такие солдаты были очень ненадёжны. Для того времени было обычным явлением, когда даймё после победы терял большую часть своей армии. Уцелевшие в битве асигару после сбора трофеев просто дезертировали, не желая больше рисковать своей жизнью, или переходили на сторону противника, если понимали, что их наниматель проигрывает войну. Порой в одной армии одновременно оказывалось несколько враждующих между собой банд, что, в свою очередь, могло привести к резне за спиной командира.
Ситуация начала меняться в первой половине XVI века. Примерно в этот период большинство даймё стали набирать асигару из своих собственных крестьян, а также из дзи-самураев. Последние представляли собой промежуточное звено между классами. В военное время они выступали как самураи (у них было собственное оружие и доспехи, чаще всего фамильные), а в мирное время занимались сельским хозяйством. Систематизировав набор в свою армию, даймё мог смело тратить деньги на повышение её боеспособности. Для вчерашних крестьян стали изготавливать доспехи. Эти комплекты назывались «окаси-гусоку» (доспехи взаймы) и чаще всего состояли из панциря, набедренников и шлема. Для того чтобы выделить своих асигару на поле боя, господа помещали на их панцири свой «мон» (простой геральдический символ рода).
Казалось бы, даймё, наконец, получили настоящую армию асигару, которые не дезертируют после первого мародёрства. Но в то же время отрыв работоспособных мужчин от сельскохозяйственных работ не позволял вести длительные кампании, так как кому-то нужно было собирать урожай.
Ярким примером того, как проходило превращение крестьян в асигару, служит документ о мобилизации 1560 года, изданный даймё Удзимаса Ходзё. Особый интерес в нём представляют следующие пункты:
«Все мужчины в возрасте от 15 до 70 лет должны зарегистрироваться до 20 дня этого месяца у моего заместителя в Кацукуи. Прибывшие должны иметь при себе аркебузу, копьё или другое оружие. В противном случае они рискуют попасть в затруднительное положение»…
«Мобилизации подлежат все мужчины призывного возраста, включая также дрессировщиков обезьян и буддийских монахов»…
«Мужчины должны являться на регистрацию в полном боевом облачении. Те, кто не имеет копья или лука, должны быть вооружены хотя бы мотыгой или серпом»…
«В случае, если выяснится, что хотя бы один уклонился от службы, этот человек, вне зависимости от его положения, будет обезглавлен»…
«Это предписание обязательно для всех. Тот, кто проявит себя на службе и докажет верность своему господину, получит разумное вознаграждение».
Как и для любой страны мира, для Японии характерны смены сезонов. Одежда воинов также менялась в зависимости от сезона. В конце XVI - начале XVII века одежда асигару была практически унифицирована, а сами они из плохообученной слабоорганизованной толпы превратились в профессиональных военных, получивших официальный статус самураев низшей иерархии согласно "Эдикту о разделении" 1591 г.
Асигару воевали у даймё в качестве солдат регулярной армии, и стали получать от них и одинаковое оружие, и доспехи. Так что именно «Эпоха воюющих провинций» заложила в Японии основу для появления первых солдат новой регулярной армии, которыми здесь стали совсем не самураи, а именно пехота асигару.
Итак, с чем же ходили на войну эти солдаты, как был устроен их быт и что включала в себя их экипировка?
1 - Танэгасима - дульнозарядное ружье с фитильным замком. Из-за изоляции Японии оно оставалось единственным огнестрельным оружием японцев на протяжении трёх столетий. Прицельная дальность стрельбы - 100 метров, а на расстоянии 50 метров пуля («тама») аркебузы пробивала стальной панцирь. Хотя эта дальнобойность кажется по теперешним меркам весьма небольшой, она была вполне достаточной, когда целью являлась плотная группа войск; при этом кто-то обязательно был поражен, даже если и не тот, в кого целились. После нескольких залпов дым все равно мешал армиям видеть друг друга, так как в то время применяли только черный (дымный) порох. Современные экспериментаторы обнаружили, что на перезарядку фитильного ружья требовалось около двух минут, однако воины той эпохи должны были тратить на это меньше времени, так как, несомненно, были более натренированы и сражались за свою жизнь. Надо отметить, что скорострельность большого лука дайкю была значительно больше, чем у аркебузы. Кроме того, лук имел еще одно значительное преимущество перед ружьем: ему не требовался дорогостоящий порох. Стрелы могли порой использоваться не один раз, но главное — они производились в Японии; хороший же порох был дорогим предметом импорта из Европы, как правило из Англии, так как местный был худшего качества. Однако эффективная дальность поражения и пробивная мощь огнестрельного оружия были несравненно выше, позволяя с гарантией пробить доспехи противника.
В 1543 г. судьба забросила португальцев к берегам Японии на остров Танэгасима. Местный даймё ( крупнейшие военные феодалы средневековой Японии) стал свидетелем того, как португальцы стреляют уток, и купил оба имевшихся у них ружья. Через 10 лет ружья производились по всей Японии, а к 1600 г. в Японии насчитывалось около 100 тысяч огнестрельных стволов. Все частные дружины, каждая самурайская армия имели в своем составе подразделения, вооруженные ружьями. Ружье в Японии получило название тэппо, но его также называли хинава-дзю (фитильное ружье) и танэгасима (по названию провинции, из которой началось распространение ружей по Японии). Изготовляемые японцами ружья были гладкоствольные с закрывавшимся фитильным замком и варьировались от длинных ружей для пехоты до коротких карабинов и даже пистолетов, которыми мог пользоваться всадник.
Японцы не только скопировали аркебузу, но и усовершенствовали ружейный замок. Порох поджигался тлеющим концом фитиля хинава, пропитанного селитрой. Фитиль зажимался в S-образном курке хибасами (серпентине), вращавшемся на оси; когда нажимали на спусковой крючок, пружина прижимала серпентин к пороховой полке хидзара, что вызывало поджог затравочного пороха. Некоторые ружья имели отверстие в ложе, через которое пропускался фитиль, ведь для того, чтобы поддерживать его тлеющим весь день, его длина должна была быть около 1,8 м.
Большая часть европейских ружей того времени были менее сложными — серпентин соединялся прямо со спусковым крючком так, что они двигались вместе. Кроме того, в европейской практике принято было помещать серпентину (курок) впереди пороховой полки с затравочным порохом (обратный курок, взводящийся от казенной части к дулу). В японских ружьях курок взводился от ствола по направлению к прикладу (азиатский тип).
Ружейные стволы делались, из U-образной полосы железа, которая заковывалась в трубку вокруг стального стержня диаметром немного меньшим, чем требуемый, после чего отверстие в трубке доводилось до нужного диаметра с помощью тонкого сверления и шлифовки. С казенной части отверстие ствола закрывалось казенным винтом, а справа была прикована пороховая полка для затравочного пороха. Там, где полка соединялась со стволом, была приделана вертикальная латунная пластинка, которая имела двойную функцию — уменьшать коррозию ствола от горящего пороха и не давать воде стекать по стволу и просачиваться под крышку укрепленной на оси латунной пороховой полки, защищавшей зажигательную смесь от сырости и ветра. В среднем стволы японских аркебуз имели длину около 0,9 м с калибром 1,3—2,0 см.
У японского фитильного оружия ствол часто был покрыт лаком или, чаще, наводкой (старый способ серебрения и золочения поверхности) золотом или серебром. Самые декорированные образцы, очевидно, предназначались не для боя, а для торжественных случаев; их располагали на подставках или несли перед высокопоставленными особами. Украшения имели довольно ограниченную тематику, превалировали геральдические значки мон, популярные в Японии драконы и, иногда, надписи. Некоторые ружья подписаны мастером снизу ствола на казенной части, но так как большинство ружей делалось не единичными экземплярами, а значительными партиями, они часто оставались неподписанными.
Первые несколько десятилетий после появления в Японии аркебузы при её использовании на полях сражений часто применяли в смешанных составах, комплектуя отряды и аркебузирами и лучниками. Это позволяло продолжать обстрел противника во время длительной перезарядки ружей. По наблюдениям современника: “один отряд состоял из десяти аркебузиров и пяти лучников“.
Непосредственные командиры над отрядами аркебузиров носили звание теппо-ко-гасира (лейтенант стрелков). На эту должность назначались люди, умеющие стрелять быстрее и точнее других и умеющие сохранять хладнокровие под обстрелом врага. На принадлежность к тэппо-ко-гасира указывала покрытая красным лаком бамбуковая трубка. Эта трубка несла также и унитарную функцию, на случай поломки шомпола у кого-нибудь из команды аркебузиров скрывая внутри себя запасной шомпол. У командира так же, как и у подчиненных, имелся с собою запас из фитиля, намотанный на левую руку.
Интересно, что японцы знали и клинковой штык типа байонет – дзюкэн и копьевидный байонет дзюсо, а также ружья и пистолеты с колесцовыми и кремневыми замками. Знали, но поскольку вступили в эпоху мира Эдо, то надобности в них не ощущали никакой.
2 - Хинава (фитиль), с помощью которого производился выстрел. Сплетали из волокон бамбука. Он был ярко-желтого цвета. Свежий фитиль такого рода прекрасно зажигался, но по прохождении нескольких месяцев поджечь его удавалось далеко не всегда. Асигару использовали самые разные фитили: хиноки хинава — «фитиль из коры дерева хиноки», такэ хинава — «бамбуковый фитиль», момэн хинава — «фитиль из хлопчатобумажной ткани», амэ хинава — «фитиль для использования в дождь» и т. д. Японцы пропитывали его особым составом, позвляющем вести стрельбу под дождем. Фитиль, изготовленный из хлопчатобумажной нити, варили в селитре, затем сверху покрывали лаком, после чего его можно было использовать по назначению в дождь. Обрезки таких фитилей длиной около 9 м сворачивали в кольца (такое кольцо называлось «вахинава»), вешали на левое предплечье и использовали при стрельбе из ружей для воспламенения ружейных пороховых зарядов.
Фитиль прогорал достаточно быстро. Поэтому для того чтобы вести стрельбу в течении длительного времени, длина фитиля должна была быть около 2 метров. В ложе было предусмотрено специальное сквозное отверстие, через которое пропускался фитиль, а его длинный свободный конец обматывался вокруг левой руки стрелка. Чтобы произвести выстрел было необходимо сначала в ствол засыпать пороховой заряд, бросить пулю и утрамбовать их при помощи шомпола. Затем насыпать на полку затравочный порох и закрыть ее крышку. Взвести курок. Раздуть пламя на кончике фитиля и вставить его в курок. И, наконец, прицелиться, откинуть крышку полки и нажать спусковой крючок. Стрелок носил на своём поясе мешочек с пулями («тама ирэ») и катушку с запасным фитилём («хинава саси»). Подобные фитильные ружья показали свою эффективность в битве при Нагасино в 1575 году. Союзные силы Оды Нобунаги и Токугавы Иэясу полностью разбили армию Такэды Кацуёри. Первоклассная самурайская конница клана Такэды под шквальным огнём не смогла прорвать оборону противника и была практически полностью истреблена.
3 - патронташ для бумажных патронов. Более прогрессивные военачальники снабжали своих стрелков бандольерами – перевязью, надеваемую через плечо, в гнёздах которой размещались пороховые заряды в бумажной упаковке («хяго»). Стрелок носил на своём поясе мешочек с пулями («тама ирэ») и катушку с запасным фитилём («хинава саси»).
4- традиционные два меча, заткнутые за пояс. Начиная с эпохи Токугавы (XVII век) два меча — катана (если она сделана в комплекте с коротким вакидзаси, называется дайто - длинный меч) и вакидзаси — стали отличительными знаками, показывающими статус их владельца. Вакидзаси (воткнутый сбоку) это короткий одноручный (рукоятка на полтора хвата) японский меч. Этот меч играл, как раз, роль щита. Дело в том, чтобы провести самый «классический удар катаной «от шеи до печени», надо выхватить её из ножен, помогая не только руками, но и движением плеча. Как ни тренируйся, это довольно долго. Защититься от этого удара и помогал вакидзаси, его достаточно было просто выдернуть вверх. Кстати, когда дуэли были запрещены и пришла пора йай-до (искусство внезапных молниеносных колющих ударов), вакидзаси носился просто как часть костюма. Если сделан в едином комплекте с катаной, то назывался сёто (короткий меч). С доспехами регулярно носили катаны/утигатаны, иными словами, оружие в оправе букэ-дзукури, а не дзиндати-дзукури. Обычно так вооружались асигару, которым длинные и дорогие тати были ни к чему. В скобках замечу, что асигару-аркебузиры, регулярно встававшие на одно колено для стрельбы, или имели привычку носить только вакидзаси, или все-таки экипировались тати. Это связано с тем, что при вставании на колено катана, сильнее наклоненная вниз относительно тати, цепляла концом ножен землю, и это не всех устраивало.
5 - «кути гусури ирэ» - натруска, малый флакончик с порохом для заправки. Каждый стрелок имел при себе две пороховницы: большую («хаяго») для пороха засыпаемого в ствол и малую («кути гусури ирэ») для хранения более мелкого затравочного пороха. Пороховницы изготавливали из лакированного дерева или папье-маше и снабжали специальной крышкой с трубкой, являющейся мерным приспособлением для засыпаемого пороха (пороховницы, натруски).
6 - Карука (или хи-сао) - пучок деревянных прутьев-шомполов (бамбуковый-сэсэри, утопленный в ложу).