ГОВОРИТ ЛИ СУРОВОСТЬ НАКАЗАНИЙ В РИМСКОЙ АРМИИ О СЛАБОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ, НЕЖЕЛИ О ЕЕ КРЕПОСТИ: ЗАМЕНА ПШЕНИЦЫ НА ЯЧМЕНЬ В ПАЙКЕ, ПУБЛИЧНАЯ ПОРКА ПЕРЕД ЦЕНТУРИЕЙ, КОНФИСКАЦИЯ ТРОФЕЕВ И ДЕЦИМАЦИЯ-КАЗНЬ КАЖДОГО ДЕСЯТОГО Дисциплина как беспрекословное подчинение власти - будь то власть отца семейства (подчинение которой было сферой disciplina domestica), власть магистратов или государства в целом - изначально входила в обобщающее понятие римской доблести (virtus). Значение дисциплины как органической черты римского характера, как основы военных успехов и самой государственности Рима отлично сознавалось самими римлянами. «Главной гордостью и оплотом римской державы» называет воинскую дисциплину Валерий Максим, древнеримский писатель времён правления императора Тиберия. Подобное убеждение высказывалось и многими другими авторами. В источниках неизменно подчеркивается бесспорное превосходство военных порядков и дисциплины римлян и отмечается при этом, что военная сила других народов неизмеримо возрастала, если им удавалось перенять элементы римской дисциплины. Такого рода оценки, несомненно, в той или иной степени отражают реальное положение дел, но, прежде всего, указывают на устойчивый стереотип общественного сознания, свидетельствующий, что понятие дисциплины является одним из компонентов «римского мифа» . Отеческая дисциплина в армии (paterna disciplina, veteris disciplinae decus) неизменно ассоциируется с такими ключевыми понятиями, как modestia, constantia, obsequium, exercitatio, labor и т.д., и не мыслится без эпитета severa. Именно severitas выступает как важнейшая грань дисциплины предков, как героическая норма, вызывавшая удивление у не римских авторов и чувство подчеркнутой гордости у самих римлян. В действительности еще и в раннем Риме дисциплина легионов часто была далека от того рисуемого традицией идеала, который нередко не критически воспринимался учеными XIX века. Не лишена оснований и мысль о том, что суровость наказаний в ранней римской армии позволяет говорить скорее о слабости дисциплины, нежели о ее крепости. Если в Ранней республике (509—27 года до н. э.) дисциплина основывалась прежде всего на религиозно-культовых основах, страхе воинов перед карой богов за нарушение священных клятв и табу, а в конечном счете на неразрывном единстве интересов войска и гражданской общины в целом, то в позднереспубликанской и императорской армии потребовались новые подходы к обеспечению дисциплины. И это уже не могла отупляющая муштра и «вдалбливание» заранее регламентированного поведения. Очевидно, что в системе дисциплинарных мер, включавшей разнообразные организационные, правовые, политические и социально-экономические инструменты, далеко не последнее место принадлежало методам морально-психологического воздействия на войско, тем традициям, которые целенаправленно культивировались в императорской армии и несли в себе установки и «архетипы» римского воинского этноса. Суровость римской воинской дисциплины еще в древности стала легендарной, прежде всего в связи с практиковавшейся римлянами беспощадностью наказаний. Не касаясь подробно этой достаточно хорошо известной черты римской военной организации, отметим, что дисциплинарная суровость не сводилась только к устрашению и в идеале была рассчитана на то, чтобы вселить мужество в воинов . Неумолимая суровость в представлении римлян не была тождественна жестокости как таковой. Под последней, по-видимому, понималось неоправданное превышение дисциплинарной власти, не связанное с давлением необходимости и граничившее с издевательством . Сама установка на суровость, хотя и делала страх наказания одним из решающих факторов дисциплины, не была самоценной, но преследовала прежде всего цель добиться беспрекословного повиновения, которое выступает как главная заповедь римской дисциплины, стоящая выше любых обстоятельств и соображений, побед и поражений, в том числе и отцовской привязанности к детям. Воля полководца в римской армии была столь непререкаемой, что самовольное действие, даже успешное, считалось таким же нарушением дисциплины, как и невыполнение приказа. По словам Саллюстия, «тех, кто вопреки приказу вступил в бой с врагами и, несмотря на приказ об отходе, задержался на поле битвы, карали чаще, чем тех, кто осмелился покинуть знамена и... вынужден был отступить» . Такое отношение к приказу трактовалось как основа основ военной организации и самого государства и осуществлялось на деле не только в период Республики, но и в период Империи, а также было закреплено военным правом, согласно которому смертью каралось и невыполнение приказа, и действие, запрещенное полководцем, даже если оно было успешным . Не менее характерно для римской концепции дисциплины тесное переплетение ценностных и сакральных представлений. Воинская дисциплина изначально рассматривалась как особый модус поведения, устанавливаемый и санкционируемый богами. Видимо, не случайно у Тацита в изложении речи Блеза к мятежным солдатам употреблено выражение fas disciplinae. Fas disciplinae - это все то, что предписывается богами при посредстве военного предводителя, это и сам военный порядок, и дисциплина в современном смысле слова. Сакральное начало в понимании военной миссии было исходным пунктом для последующей разработки военно-правовых институтов и накладывало существенный отпечаток на трактовку воинского долга, в немалой степени обусловливая суровость наказаний за отступление от его предписаний. Повиновение полководцу как важнейшее требование дисциплины закреплялось воинской присягой, получая соответствующую сакральную санкцию. В данном контексте уместно обратить внимание также на факт появления при Адриане культа Воинской Дисциплины как обожествленной абстракции. Этот культ засвидетельствован нумизматическими и эпиграфическими памятниками, которые датируются временем вплоть до правления Галлиена. В лагерях Дисциплине воздвигались алтари, ей делались посвящения от лица воинских частей. Хотя данный культ, скорее всего, был введен «сверху», сам факт его бытования примечателен с точки зрения тех ценностей, которые пропагандировались в армии. Следует сказать, далее, о том, что строгость римских военных порядков делала принципиально нежелательным явлением присутствие в военном лагере женщин и тем более их вмешательство в военные дела . Светоний, отмечая стремление Августа поддерживать в войсках строгую дисциплину, в первую очередь указывает на то, что он даже своим легатам дозволял свидания с женами только зимой, да и то очень неохотно. Исконное убеждение о несовместимости военной службы с пребыванием в войске женщин было достаточно живучим, несмотря на то, что существование не признанных законом солдатских семей - реальный факт уже для эпохи Юлиев-Клавдиев, а супруги некоторых военных начальников открыто глумились над всеми обычаями и приличиями. Таким образом, вступление на военную службу действительно означало разрыв с частной жизнью и начало нового существования: римлянин из сферы действия ius civile переходил в сферу, где действовали суровые нормы воинской дисциплины (в том числе fas disciplinae), и, попадая под власть военачальников, лишался ряда гражданских прав или ограничивался в их использовании. Вместе с этими лишениями воин обрекал себя многочисленным невзгодам и опасностям в период войны, а также тяготам, связанным с постоянными трудами, — в мирное время. К таким трудам в первую очередь относились постоянные военные упражнения и учения, которыми молодые воины должны были заниматься дважды в день, а ветераны - один раз. Воинская дисциплина, при всех прочих своих характеристиках, всегда понималась римлянами как особая наука, основанная на твердых правилах, в частности правилах отбора и обучения новобранцев. Значение тщательной выучки войск, естественно, возросло с созданием регулярной армии, боеспособность которой основывалась прежде всего на профессиональном отношении к военному делу во всех его аспектах. В источниках постоянно звучит мысль о необходимости и благодетельности постоянного упражнения воинов как для укрепления дисциплины и духа армии, так и для процветания государства в целом . Непрерывный труд был главным лекарством против разлагающей дисциплину праздности, лучшим средством закалки воинов . Соответственно, наибольшей похвалы удостаивался тот полководец, чье войско приведено к послушанию трудом и привычкой к упражнению, а не страхом наказания. По неписаному правилу, как в военных упражнениях, так и в прочих трудах и тяготах, выпадавших на долю воинов, образцом и примером должен был служить сам военачальник, способный своим искусством и рвением возбудить «пыл подражания». С неизменным одобрением, а часто и с восхищением античные писатели указывают на приверженность римских военачальников и принцепсов такому стилю общения с войском, когда они объединялись с подчиненными «скромностью, трудом, бдительностью», когда «с пылью и потом солдат смешивался пот полководца» . И действительно, такое поведение военачальника, как никакое другое средство, могло поднять дух воинов, подчинить их суровым требованиям дисциплины, создать особые узы между командующим и солдатской массой. «Лучшее облегчение тягот для человека, - писал Плутарх, - видеть, как другой переносит те же тяготы добровольно: тогда принуждение словно исчезает. А для римских солдат самое приятное - видеть, как полководец у них на глазах ест тот же хлеб и спит на простой подстилке или с ними вместе копает ров и ставит частокол. Воины восхищаются больше всего не теми вождями, что раздают почести и деньги, а теми, кто делит с ними труды и опасности, и любят не тех, кто позволяет им бездельничать, а тех, кто по своей воле трудится вместе с ними». Нет оснований сомневаться в действенности подобной модели поведения полководца: судя по всему, солдатская масса была достаточно восприимчива к такого рода примерам, которые наглядно подчеркивали «императивность» героической суровости воинской дисциплины. Распущенность и изнеженность военачальника, напротив, воспринимались воинами сугубо неодобрительно. В приведенных свидетельствах суровость римской дисциплины предстает, таким образом, как нормативный идеал, завещанный предками, и воплощение его относится по преимуществу к героическому прошлому Рима. Вместе с тем, консерватизм римских военных традиций, объективные условия и потребности военной деятельности делали установку на суровость дисциплины неустранимым фактором жизни армии. Помимо учебного муштрования, поддержание железной дисциплины обеспечило в целом высокую боеготовность и моральный потенциал римской армии на протяжении более чем тысячелетнего её существования. С большей или меньшей периодичностью применялись: замена пшеницы на ячмень в пайке; денежный штраф или частичная конфискация добытых трофеев (pecuniaria multa); временная изоляция от сослуживцев или временное удаление из лагеря; временное лишение оружия; военные упражнения с поклажей; несение караула без военной одежды или даже без калиг; знаменитая порка (castigatio) центурионами легионеров виноградной лозой или, что было суровее и позорнее, розгами; сокращение жалованья (aere dirutus); исправительные работы (munerum indictio); публичная порка перед центурией, когортой или целым легионом (animadversio fustium); разжалование по чину (gradus deiectio) или по роду войска (militiae mutatio); позорное увольнение со службы (missio ignominiosa, которое иногда постигало целые отряды); 3 вида казни: для солдат — фустуарий (так называлась казнь при децимации, тогда как decimatio обозначало вид жеребьёвки), для центурионов — сечение розгами и обезглавливание, и казни по жребию (децимация, вицезимация и центезимация). В начале III в. до н. э. был принят закон о смертной казни для уклонявшихся от военной службы. При Вегеции о казнях возвещал особый сигнал трубы — classicum. Также за плохое несение ночной стражи, воровство, лжесвидетельство и нанесение себе увечий солдат могли прогнать сквозь строй их товарищей, вооружённых дубинками и страх перед этим вызывал действенный эффект. Роспуск легиона применялся к мятежным (по политическим причинам или из-за понижения зарплаты) войскам, да и то очень редко (примечателен созданный в 68 г. мятежным прокуратором Африки Луцием Клодием Макром легион I Macriana Liberatrix, в котором Гальба перед расформированием казнил весь командный состав). Тем не менее, главнокомандующие даже при императорах пользовались неограниченной карательной властью, кроме высших офицеров, которых они до тех пор могли также присуждать к смертной казни. По постановлению Августа они лишены были такого права. Различные наказания (штраф, конфискация имущества, тюремное заключение, даже в некоторых случаях продажа в рабство) могли быть наложены также если при мобилизации юноши и мужчины от 17 до 46 лет, например, не записались в войско. С другой стороны, часто применялись и неписаные наказания. Так, например, во время Латинской войны в 340 до н. э. сын консула Тита Манлия Торквата, Тит Манлий Младший, за поединок вне строя, несмотря на многочисленные просьбы, был обезглавлен по приказу собственного отца; тем не менее позднее это заставило солдат более внимательно относиться, в частности, даже к дневным и ночным караулам. Август за некоторые нарушения мог заставить стоять солдата целый день перед палаткой претория в одной тунике с держанием палисадных кольев. Прославившийся дисциплинарной жестокостью Опилий Макрин, помимо децимации и центезимации из-за мятежей (даже слово «centesimare» принадлежало ему), распинал собственных нерадивых воинов, что с военно-юридической точки зрения было нонсенсом. А Песценний Нигер во время одной кампании заменил серебряную походную посуду на деревянную, булки на сухари, а вино на уксус и хотел даже обезглавить 10 солдат из одной манипулы за то, что те украли и съели курицу, но вместо этого ввёл для них суровые наказания: десятикратная компенсация стоимости курицы и запрещение питания горячей едой и разведения огня в своей палатке во время всего похода, за чем должны были следить приставленные надсмотрщики. Помимо этого он распорядился, чтобы солдаты при походах не брали даже золотые или серебряные монеты, а сдавали их в военную казну для обратного получения после кампании. Аврелиан отличался не меньшей суровостью: за прелюбодеяние с женой арендатора он разорвал солдата на верхушках двух пригнутых к земле деревьев и к тому же написал такое письмо одному из помощников: "Если ты хочешь быть трибуном или если, попросту говоря, хочешь жить, то сдерживай своих солдат. Пусть никто из них не украдёт чужой курицы, не тронет чужой овцы; пусть никто не унесёт кисти винограда, хлебного колоса, не требует себе масла, соли, дров. Пусть всякий довольствуется своей законной порцией… Пусть оружие у них будет вычищено, отточено, обувь крепка… Пусть жалованье у солдата остается в поясе, а не в кабаке… Пусть он холит своего коня и не продаёт его корма; пусть все солдаты сообща ходят за центурионным мулом. Пусть солдаты… ничего не дают гадателям… кляузники пусть подвергаются побоям…" наш давний пост о децимации: https://vk.com/epicpage?w=wall-45835605_26642